"Одних история учит, а другим преподносит урок"

Среда, 24.04.2024, 10:21

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Школьный музей | Регистрация | Вход

Школьный музей 

Информация к выставке

«Военно-исторический музей

МОУ Усьманской ООШ»

 

Руководитель музея: учитель истории МБОУ Усьманской ООШ,

 

Объекты выставки

1.    Два стенда размером 65 х 80 см с иллюстративным материалом.

2.    Пристендовый материал - коллекция фрагментов керамики скифо-сарматского периода из раскопок Танаиса и найденные на территории х. Усьмана Багаевского района (из фондов школьного музея).

3.    Альбомы и папки с музейными материалами.

 

Краткое содержание сопроводительной экскурсии.

 

Поисковая работа в Усьманской школе началась с 1968 года. Об это свидетельствует запись в первом альбоме с материалами о воинах, захороненных в братской могиле, расположенной в школьном дворе (на фото). С тех пор продолжается поисковая и исследовательская работа учащихся школы. В 2004 году музей получил статус школьного музея (свидетельство).

Музей расположен в классной комнате, в нём проводятся уроки истории и занятия краеведческого объединения  районного ЦДО. Руководитель музея Бурим Е.Б.

Музей имеет две экспозиции: первая посвящена истории освобождения хутора от фашистских оккупантов в январе 1943 года, вторая отражает историю хутора и Донского края.

В музее ведётся активная  поисковая и исследовательская работа. Учащиеся не только изучают имеющиеся в музее материалы, но и пополняют фонды музея, исследуют имеющиеся, оформляют и обновляют экспозиции. В музее проводятся экскурсии для учащихся и гостей школы, внеклассные мероприятия, ведётся исследовательская работа.

Результаты работы представлены на стенде в виде фотографий и других материалов. Ежегодно ребята участвуют в районной краеведческой конференции и всегда занимают призовые места (фото №1).  С 2007 года лучшие исследовательские работы выходят в финал областного конкурса «Отечество». В 2008 году Кахраманова Зейнаб заняла третье место в номинации «Этнография» (фото№2). В 2005 году Дороженкова Надя заняла третье место в областном конкурсе экскурсоводов (фото№4). В январе 2009 года в музее был проведён конкурс юных экскурсоводов школы. На фото №3 победительница конкурса Рубанова Саша. На фото №5 и №6 участники конкурса Люманова Руюза и Гафуров Магомед. В декабре 2008 года члены кружка заняли два первых места в районной конференции в номинациях «Культурное наследие» и «Школьные музеи».  Кочеткова Таня вышла в финал конкурса «Отечество» 2009 года.

В музее проводятся встречи с жителями хутора, семьями воинов, погибших в боях за хутор в 1943 году, а также с участниками локальных войн в Афганистане и в Чечне(фото№7 и №8). С удовольствием ребята участвуют в исторических реконструкциях (фото№9) и других познавательных мероприятиях. Школьный музей это место, где можно потрогать экспонаты, что вызывает большой интерес мальчишек.

На выставке представлен газетный материал по истории хутора Усьмана. Это статья ростовского писателя, историка В.Сидорова о его версии происхождения названия хутора Усьмана. Он обосновывает название хутора его месторасположением  в устье Маныча – Усть Манычский, что характерно для многих донских населённых пунктов.  К этой статье приложены графики с социальным и возрастным составом жителей хутора по результатам переписи 1897 года. Вторая статья руководителя музея Бурим Е.Б. с информацией о многочисленных находках сероглиняной керамики скифо-сарматского периода на территории Усьмана. Это позволяет выдвинуть версию, что название хутора произошло от имени кочевника, останавливавшегося здесь со своими стадами.

Пристендовый материал представляет собой фрагменты красноглиняной керамики Танаиса, привезённые во время поездки в музей заповедник и сероглиняную керамику местного производства, найденную на территории хутора. Экскурсовод предлагает решить логическую задачу: чем отличаются эти два вида керамики и как объясняется это различие. Опят проведения этой экскурсии показывает, что дети обычно легко справляются с этой задачей. Они отмечают не только различный цвет, но и разницу в размерах амфор. Амфоры Танаиса большого размера, так как использовались в постоянных поселениях. Сосуды кочевников более мелкие, так как перевозить их удобнее.

В завершении экскурсии показываются папки и альбомы с различными материалами музейного фонда и экскурсовод отвечает на вопросы посетителей.

Война прошла давно, вы все в земле сырой,

Вас помним всё равно – солдат всегда герой!

Ушли вы на войну из нашего села,

Одни легли в бою, уснули навсегда.

Вы без вести пропали в атаке огневой

У Бога мёртвых нет – солдат всегда живой!

Вы живы в ваших внуках и правнуках сейчас,

И с выгоревших фото глядите вы на нас.

В полку бессмертном снова идёте по стране,

Чтоб помнили потомки о страшной той войне.

С музейных фотографий вы смотрите на нас,

Погибшие солдаты и воины в запас.

Те, кто пришли с Победой - трудились до зари,

Чтоб жили мирно дети российской стороны.

Спасибо вам, солдаты, за мирные года,

За то вы шли в атаку, чтобы жила страна.

Чтоб край Донской привольный под солнцем процветал!

Чтоб никогда ваш правнук войны не увидал!

От нас теперь зависит, как будем дальше жить,

Трудиться в поле мирном, детей своих растить.

Пусть наши дети помнят о подвигах былых,

И умерших солдат мы помним как живых!

 

 

 

Хутор Усьман, такой небольшой,

Ты в задонских степях лежишь.

Ты немало хранишь за душой,

Когда в мирное небо глядишь.

 

Много было в твоей судьбе

Трудных дней и кровавых ночей.

Нужно помнить мне и тебе.

О судьбе здесь живших людей.

 

Жили скифы, сарматы, татары,

Жили вольные здесь казаки.

Люди разные, разные нравы,

Скотоводы, бойцы, ходоки.

 

Но особо тяжёлыми были

Те три года, когда враги

Нашу землю кровью залили

Мы прошли все ада круги.

 

В сорок первом вас всех призвали,

Долг исполнить перед страной.

Большинство из вас в землю пали,

«Стали просто землёй и травой».

 

Вас по всей стране разметали,

На Смоленщине и в Крыму,

И в немецком плену погибали,

И сгорали в огне и дыму.

 

Вы пропали без вести в бою,

Мы не знаем, где спит ваш прах.

Вы погибли за землю свою,

И остались в родных сердцах.

 

И теперь на земле родной,

Каждый год звучат имена

Крест поставим для вас святой,

Чтобы память жила всегда.

 

Память вечная землякам,

Не пришедшим с большой войны!

Мужикам и донским казакам

Поклон низкий от всей страны!

В 1998 году учитель истории Бурим Е.Б. написала письмо в областную газету «Крестьянин» с вопросом к учёным краеведам о происхождении названия Усьман. В октябрьском номере газеты №42 был напечатан ответ писателя и историка, автора «Донской казачьей энциклопедии», «Энциклопедии старого Ростова и Нахичевани – на – Дону» Владимира Сидорова.

Он обратился в областной архив и обнаружил, что ещё в 70-х годах XIX века исторические источники не знают. Но во всероссийской переписи 1897 года отмечен хутор Усманов Манычской станицы. В нём было 5 дворов и 55 зимовников, всего 60 хозяйств.

Название хутора в документах более поздних лет менялось: в 1920 году – хутор Устьманский, в 1921 году Устьманов, 1922 году Усмань. В 1924 году впервые образован Багаевский район, затем он трижды упразднялся и вновь образовывался. В этих документах закрепилось название Усьман.

Если проследить цепочку Усманов – Устьманский – Устьманов – Усмань – Усьман, то явственно слышится Усть Маныч. Учитывая, что на Дону многие станицы и хутора названы аналогично: Усть- Бузулукская, Усть – Быстрянская, Усть- Медведицкая, Усть – Мечетный, Усть-Хоперская, Усть-Койсугская и другие. Исходя из этого, скорее всего название хутора связано с расположением в устье Маныча.

Форма входа

Поиск