"Одних история учит, а другим преподносит урок"

Вторник, 16.04.2024, 07:17

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Основы православной культуры | Регистрация | Вход

"Сила православия осеняла всю нашу историю, делала народ единым, объединенным в своих вековых  великих святынях" Алексий I

Доклад на августовскую педагогическую конференцию

Секция учителей ОПК

Тема доклада: «Профессионально- личностные особенности поведения учителя на уроках ОПК»

 

 

Докладчик: учитель ОПК

 Бурим Елизавета Брониславна

 

 

 

27.08.2013

 

 

«Есть некоторый особенный путь общения души через сердце, один дух влияет на другой чувством».

                                              Феофан Затворник

1.     Требования ФГОС  по духовно- нравственному  развитию и воспитанию на начальной ступени образования.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования -  высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее

своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

На основе национального воспитательного идеала, задач развития и воспитания, приведённых в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в области

формирования личностной, социальной и семейной культуры.

 

 

 

 

2.     О требованиях, предъявляемым к преподавателям модулей ОРКСЭ

 

Учителя, приступающие к преподаванию нового школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» по прежнему задают вопросы о требованиях к профессионализму, который необходим, чтобы обеспечить успешность педагогической работы в рамках ОРКСЭ. Какой учитель должен преподавать курс ОРКСЭ? Какие предъявляются требования к его компетентности? На вопросы отвечает доцент кафедры развития образования АПК и ППРО, консультант проекта Е.Н. Шимутина.

 

Компетентность учителя в рамках курса ОРКСЭ требует совокупности знаний и умений, носящих межпредметный характер, что предполагает соответствующую, прежде всего гуманитарную подготовку кадров для реализации курса ОРКСЭ.

С точки зрения конкретно-методического и профессионально-компетентного обеспечения курса «Основы религиозной культуры и светской этики», предполагает, что педагог, реализующий курс обладает совокупностью знаний.

Наряду со знаниями от педагога требуются умения и способности занимать соответствующие различным ситуациям, возникающим в школе, позиции и способности эффективно действовать. Например, когда педагог распознает, диагностирует и прогнозирует развитие проблемы, он занимает, позицию «исследователя». Когда принимает решение, как действовать, занимает «управленческую позицию»; когда непосредственно действует в данной ситуации, позицию «исполнителя принятого решения».

Психологическое и педагогическое сопровождение учащихся классов работающих по программе «Основы религиозной культуры и светской этики» должно проводиться в направлении личностного развития учащихся, а это требует от учителя умений разрабатывать модель индивидуальной образовательной программы учащихся с учетом их интересов, способностей, возможностей, возраста.

Требования к учителю, осуществляющему педагогическое сопровождение курса «Основы религиозной культуры и светской этики» заключаются в следующем. Учитель является не информатором, а координатором, организатором диалога, полилога, помощника, консультанта учащихся с учетом их индивидуальных способностей, создает условия для личностной реализации каждого ученика.

Преподавателю курса ОРКСЭ необходимо хорошо разбираться в способах и путях обучения и воспитания в контексте религиозной культурной традиции, так как они колеблются в широком спектре между постижением мудрости через книжный текст и непосредственное общение, между совершенствованием через определенный образ поведения и сосредоточенными размышлениями, чтобы непреднамеренно не задеть чувства своих учеников. В этом плане привычка работать в «светских» образовательных средах, с «религиозно индифферентными» учениками может представлять существенный риск и способствовать выбору неадекватных способов педагогического, воспитательного воздействия.

Развитие готовности учителя к реализации данного курса связано со сменой или коррекцией его целеполагания: он должен обеспечить такой характер межличностных отношений, такой психологический климат, который бы способствовал адекватному и результативному усвоению социокультурного, духовно-нравственного опыта, предлагаемого к усвоению учащимся.

Одним из важнейших условий создания такого психологического климата является заинтересованность самого учителя, его готовность перейти на личностное, а не ролевое, функциональное или статусное, общение, его открытость, гуманистичность, эмпатичность, толерантность. Такие условия невозможно создать по разнарядке. Они могут возникнуть лишь при внутренней убежденности педагога в необходимости, безусловной ценности и эффективности такого типа общения.

Преподаватель должен овладеть диалогическими формами подачи материала. Развитие образа мира учащегося при апробации курса ОРКСЭ, его духовно-нравственного потенциала возможно только вне «монологической», «педоцентрической» позиции, в контексте совместной деятельности и совместных размышлений со сверстниками, взрослыми, педагогами.


3.  Православный подход к воспитанию и обучению

Педагогу существенно необходимо знание истинных начал жизни, особенно в современный период, поскольку школа вынуждена заниматься духовно-нравственным просвещением, воспитанием и образованием детей зачастую без помощи родителей.

Необходимо сделать ряд общих выводов по поставленной проблеме.
1. Нравственное воспитание должно рассматриваться как особо актуальная и перспективная общепедагогическая задача, имеющая мировоззренческое значение.
2. Правильная постановка и эффективная реализация этой задачи приводит к необходимости исследования ее духовных основ.
3. Духовными основами нравственного воспитания являются религиозные догматы (Божественные истины), имеющие абсолютное, непреходящее значение.
4. Самая полная, верная и законченная система догматов содержится в христианстве (в православии). Именно христианство дает наиболее целостный и всеохватный образ человека, позволяющий вывести адекватные определения основных педагогических категорий — «воспитание» и «образование».
5. Христианская антропология рассматривает человека как созданного Богом по Его образу и подобию, цель жизни которого не исчерпывается земным существованием и продолжается за его пределами. От самого человека, от «качества» его земной жизни, от состояния его души зависит, где будет он после смерти, с Богом или без Бога. Поэтому столь велико значение воспитания и образования, которые должны быть направлены, прежде всего, на жизнь вечную, на спасение души.
6. Основная задача нравственного воспитания — воспитание сердца, которое нужно очистить от страстей, чтобы научиться различать добро и зло и чтобы можно было, с помощью молитвы и доброделания, зажечь в нем огонь Божественной любви. Согласно святоотеческому учению, подтвержденному последними данными ряда наук, именно сердце, являясь «чувствилищем» души, является и главным органом познания, влияющим и подчиняющим себе ум, чувства, волю человека. Таким образом, должная забота о воспитании сердца является не только условием спасения души, но и условием постановки и решения важнейшей дидактической задачи — научить детей «чувством познавать жизнь» (А. Дауге).
7. Поскольку «жизнь сердца есть любовь» (Еп. Феофан Затворник), нравственное воспитание предполагает не только «зажигание» сердца, но и научение детей «мере» любви, научение тому, как любить.
8. Любовь как важнейшая эмоция сердца, как главное человеческое чувство включает в себя различные чувствования, может по-разному проявить себя. Согласно классификации В. С. Соловьева, три из них характеризуют основную сферу отношений людей: благоговение (страх Божий) — отношение к тому, что выше человека, т. е. отношение к божеству; понимание (сострадание, жалость) — отношение к тому, что ему равно, т. е. отношение к другим людям; стыд — отношение к тому, что ниже его, т. е. его отношения к природе вообще и своей физической природе в частности.
9. Любовь к Богу и сострадание к человеку является основой отношений человека ко всему сущему, ко всем другим людям, а также к вещам, предметам и явлениям действительности. Поэтому основное внимание необходимо уделить воспитанию у детей благоговения перед святыней, «тренировке» в доброделании, воздержанию по отношению к собственным потребностям.
10. С пробуждением у ребенка самосознания наряду с нравственным воспитанием возрастает роль нравственного образования, поэтому большое внимание следует уделить формированию у детей правильных духовно-нравственных понятий. Задача педагогической науки — отобрать «понятийное ядро» в соответствии с возрастом учащихся.
11. Основные духовно-нравственные понятия необходимо отразить в школьных учебных планах, программах, учебниках, методических разработках как специального, этического, так и общеобразовательного характера.
12. Активизация нравственного воспитания на практике предполагает:
— усиление нравственного аспекта в учебном материале;
— создание специальных факультативных курсов по христианской (православной) этике для разных возрастных групп;
— подготовку пробного учебника (учебного пособия) для учащихся, методических рекомендаций для учителей, отражающих этическую проблематику;
— отражение существа наиболее важных положений по духовно-нравственному воспитанию в программах педвузов и институтов повышения квалификации педагогических кадров, учебниках и учебных пособиях по педагогике.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что современная постановка проблемы нравственного воспитания невозможна без обращения к его духовным основам. При этом учет положительной роли православной Церкви в отечественной истории вообще и истории педагогики в частности, а также возможностей ее существенного влияния на человека в процессе формирования нового общества принесет безусловную пользу как педагогической науке, так и школьной практике.

 

3.     Святоотеческие положения о роли воспитания и требования к личности учителя

О роли и месте педагога в воспитании и образовании писали многие выдающиеся ученые, писатели, богословы. Святитель Феофан Затворник отмечал, что это должно быть «сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых», потому что воспитание — дело «самое святое из всех святых дел». К. Д. Ушинский, подчеркивая роль воспитания в жизни ребенка, требует от воспитателя быть «всесторонне образованным христианином», отдавая ему приоритет по сравнению с «просто» учителем, т. е. человеком, который дает знания, не ставя перед собой воспитательных задач . Писатель и богослов первых веков христианства Климент Александрийский с изумительной точностью вывел образ Божественного Педагога, показав всю возможную высоту и полноту учительского служения .
Цель педагога — улучшение детской души, а отнюдь не научение ее. Поэтому ему должно быть свойственно, прежде всего, умение воздействовать на ее расположение и на весь духовный облик воспитанников. Педагог, с одной стороны, призывает исполнить то, что должно, а с другой — назидает, показывая образцы для подражания. Он учит детей, прежде всего, прислушиваться и повиноваться, т. е. поступать правильно. Используя убедительные примеры, педагог укрепляет душу, помогает ей «выздороветь», а затем шаг за шагом он ведет ее к знанию (ведению), полноте Истины.
Важнейшая задача педагога — развить в детях способность различать то, что скрывается в слове, научить их относиться к слову как к святыне. С помощью слова ему важно найти «общий знаменатель» между своими познаниями и понятиями учеников. Еще важнее постоянно помнить, что главное средство воздействия — сам его облик, одинаковый с ребенком настрой души, сердечное влияние и влечение.

«Есть некоторый особенный путь общения души через сердце, — пишет епископ Феофан. — Один дух влияет на другой чувством» . Поэтому педагогу необходимо не только знать учебный материал, еще важнее для него умение показать его ценностную, нравственную значимость, организовать такие ситуации, когда ученики смогли бы в рамках классно-урочной системы «проживать» обучение.

Любовь как важнейшая эмоция сердца, как главное человеческое чувство включает в себя различные чувствования, может по-разному проявить себя. Согласно классификации В. С. Соловьева, три из них характеризуют основную сферу отношений людей: благоговение (страх Божий) — отношение к тому, что выше человека, т. е. отношение к божеству; понимание (сострадание, жалость) — отношение к тому, что ему равно, т. е. отношение к другим людям; стыд — отношение к тому, что ниже его, т. е. его отношения к природе вообще и своей физической природе в частности.

 Любовь к Богу и сострадание к человеку является основой отношений человека ко всему сущему, ко всем другим людям, а также к вещам, предметам и явлениям действительности. Поэтому основное внимание необходимо уделить воспитанию у детей:

1.  благоговения перед святыней,

2. «тренировке» в доброделании,

3.воздержанию по отношению к собственным потребностям.

С пробуждением у ребенка самосознания наряду с нравственным воспитанием возрастает роль нравственного образования, поэтому большое внимание следует уделить формированию у детей правильных духовно-нравственных понятий. Задача педагогической науки — отобрать «понятийное ядро» в соответствии с возрастом учащихся.
 Основные духовно-нравственные понятия необходимо отразить в школьных учебных планах, программах, учебниках, методических разработках как специального, этического, так и общеобразовательного характера.

6. Какими же профессиональными и личностными компетенциями должен обладать учитель, чтобы обеспечить успешность педагогической работы в рамках этого учебного предмета?

         1. Компетентность учителя в рамках курса ОРКСЭ требует определенных знаний (о религиях мира и народов России, их традициях и ценностях и др.), что предполагает соответствующую гуманитарную подготовку кадров для реализации курса ОРКСЭ. Поэтому учителя истории и обществознания (и других гуманитарных дисциплин - граждановедения, литературы, МХК), особенно имеющие опыт преподавания учебного курса «Религии России», смогут успешно преподавать данный курс. Главное их преимущество – знание предметной области (недостаток – недостаточное знание специфики работы с детьми младшего школьного возраста - может быть преодолен на курсах и в практической работе). В то же время, учитывая возрастные особенности детей, на которых ориентирован учебный курс, кадровый состав для преподавания ОРКСЭ может отчасти формироваться за счет учителей начальных классов, которые, владея на профессиональном уровне умениями и навыками работы с младшими школьниками, одновременно способны к активному усвоению знаниевого компонента курса ОРКСЭ. При этом самому учителю важно осознавать всю сложность этой задачи, так как в регионах, где проходила апробация ОРКСЭ, именно учителя начальных классов испытывали серьезные трудности с усвоением знаниевого компонента ОРКСЭ.

     2. В состав кадрового резерва могут быть рекомендованы учителя-гуманитарии и учителя начальных классов, имеющие не только знания по истории мировых религий, но и способные работать в современной образовательной парадигме, учитывая возрастные особенности младших школьников. Учителю ОРКСЭ чрезвычайно важно понимать сущность деятельностного подхода в школьном образовании (ученик не объект, а субъект, активный участник учебного процесса), иметь определенные навыки владения современными образовательными методиками и технологиями обучения (уроки-диалоги, методика художественно-образного преподавания, метод проектов и проектная деятельность, ИКТ, технология критического мышления и др.), уметь различными педагогическими приемами, способами и средствами поддерживать у школьников интерес к предмету, организовать проблемный диалог, мотивировать ребят на решение той или иной учебной ситуации, через творческую деятельность на уроках и вне урока решать познавательные и воспитательные задачи учебного предмета.
      3. Способность работать в современной образовательной парадигме не ограничивается усвоением инновационных педагогических технологий. Более принципиальным является изменение стиля, модели поведения учителя в образовательном пространстве. В тоже время учитель, выстраивающий свою профессиональную деятельность на принципах сотрудничества, сотворчества, диалога с учащимися, является потенциальной кандидатурой для преподавания курса. Современный учитель не столько информатор и транслятор знаний, сколько координатор, организатор диалога, помощник и наставник учащихся. Он создает условия для личностной реализации каждого ученика, развития его индивидуальных способностей. Одним из важнейших условий создания такого психологического климата является заинтересованность самого учителя, его готовность перейти на личностное, а не ролевое, функциональное или статусное общение, его открытость, гуманистичность, эмпатичность, толерантность. Именно такой характер межличностных отношений в классе может способствовать адекватному и результативному усвоению социокультурного, духовно-нравственного опыта, предлагаемого к усвоению учащимся.
        4. Педагогу, преподающему ОРКСЭ, необходимо будет обращаться к проблемам нравственности, вести с детьми нелегкий разговор и диалог о сложных этических и моральных категориях, поступках, деяниях человека («хорошо-плохо», «добро-зло», «добродетель-порок», «морально-аморально», «свобода-ответственность» и т.п.). Поэтому его слова и дела, повседневная жизнь и поведение, несомненно, будут объектом повышенного внимания со стороны учащихся. Поэтому педагог, рекомендуемый к преподаванию курса ОРКСЭ, должен не только владеть определенными знаниями, умениями и навыками организации современного урока с использованием инновационных педагогических технологий, но и обладать важными личностными качествами, которые не давали бы повода детям усомниться в том, что поведение учителя расходится с его же словами, произнесенными на уроках. Очевидно, что уроки-диалоги, уроки-размышления, уроки творчества в рамках ОРКСЭ могут быть успешны только на основе доверии ребят к учителю, на его моральном авторитете. Некорректное отношение учителя ОРКСЭ к коллеге или ученику, сквернословие, вредные привычки сразу могут вызвать у ребят недоверие, которое преодолеть будет сложно или невозможно.
        5. Среди учителей, работающих сегодня в общеобразовательной школе, немало верующих. Кто-то из них может выразить желание преподавать ОРКСЭ. Из учителей, прошедших курсы по православной тематике и преподающих «Основы православной культуры» (далее: ОПК), также могут быть заинтересованы в преподавании курса ОРКСЭ. В таких случаях при решении кадровых вопросов какая-либо дискриминация в принципе исключена. Педагог, независимо от вероисповедания, при наличии необходимого специального образования имеет право преподавать курс ОРКСЭ. Но, во-первых, правомерно учитывать, насколько учитель соответствует профессиональным и личностным компетенциям, изложенным в настоящем письме. Во-вторых, учитель ОРКСЭ, как известно, должен быть готовым к преподаванию не одного, а всех шести модулей. В-третьих, ОРКСЭ и ОПК – курсы, совершенно разные по методологическим и концептуальным подходам. Если верующие учителя или учителя ОПК, преподающие свой курс, готовы работать в рамках культурологического подхода преподавания курса ОРКСЭ (не навязывать свою точку зрения детям), способны объективно воспринимать особенности других религий и быть при этом беспристрастными, то конфликтные ситуации в будущем могут быть исключены.
       Таким образом, выбор учителей – будущих преподавателей ОРКСЭ – определяется совокупностью объективных факторов, в числе которых профессиональная компетентность, современное понимание роли педагога в образовательном пространстве и безупречные личные качества.

  В заключении необходимо еще раз подчеркнуть, что современная постановка проблемы нравственного воспитания невозможна без обращения к его духовным основам. При этом учет положительной роли православной Церкви в отечественной истории вообще и истории педагогики в частности, а также возможностей ее существенного влияния на человека в процессе формирования нового общества принесет безусловную пользу как педагогической науке, так и школьной практике.

 

Список литературы

1.     Схиархимандрит Иоанн Маслов «Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского

2.     «Православное воспитание . Афоризмы и поучения». Москва «Паломник» 2008 г.

3.     Н.В. Маслов   «Учение о слове схиархимандрита Иоанна (Маслова). Москва «Самшит-издат»  2012

 

 

 

Форма входа

Поиск